Учет реализации товаров в розничной торговле
Синтетический и аналитический учет реализации товаров в розницу
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста, как разницу между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня. Показания счетчиков по контрольно-кассовым машинам заносятся кассиром в специальный бланк Ф.№ 25, установленный Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (см. Приложение В).
При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ранее -Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 с учетом изменений и дополнений) в ряде случаев (мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, вразвал овощами и бахчевыми культурами; торговля на рынках, ярмарках, выставках, иных комплексах, за исключением находящихся там киосков, ларьков, помещений и др.) при осуществлении торговых операций денежные расчеты (ранее до вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ только с населением) могут производиться без применения контрольно-кассовой техники. В этом случае объем реализованных товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной продавцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.
Бухгалтерский учет продаж осуществляется на предприятии в соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению.
Учет продаж в организации ведется на счете 90 "Продажи", который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются выручка и себестоимость по:
готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
товарам;
услугам по перевозке грузов;
транспортно-экспедиционным, погрузочно-разгрузочным операциям;
предоставлению за плату во временное пользование своих активов по договору аренды.
При осуществлении розничной торговли и ведении учета товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 "Продажи" отражается продажная стоимость проданных товаров, а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").