Этапы формирования отчетности в ООО «агрофирма «Урожай» и представление пользователям
Формирование и представление финансовой отчетной информации в ООО «агрофирма «Урожай» осуществляется в несколько этапов.
Первый этап – формирование учетной политики (приложение 3). Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни. Согласно ПБУ 1/98 учетная политика ООО формируется главным бухгалтером (Палеха Н.И.), утверждается руководителем организации (Давыдовым С.В.) и включает следующие элементы:
- рабочий план счетов, разработанный на основе общего плана с учетом специфики деятельности;
- первичные документы для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым не утверждены Министерство Финансов РФ типовые формы;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения по организации бухгалтерского учета.
ООО может вносить изменения в учетную политику с начала финансового года, т.е. с 1 января, в следующих случаях:
- при изменении законодательства или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, если такие способы позволяют повысить степень достоверности данных учета и отчетности;
- при существенном изменении условий деятельности (реорганизации, смене собственника, изменении видов деятельности).
В случаях изменения учетной политики в целях обеспечения сопоставимости данных показатели отчетности должны быть скорректированы, т.е. пересчитаны по методологии отчетного периода как минимум за два предыдущих года[11]. Причем указанные корректировки осуществляются только в отчетности, без отражения их на счетах бухгалтерского учета в регистрах. Изменение учетной политики подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке, включая причину изменения, оценку последствий изменения и указание на то, какие данные отчетности предыдущих периодов скорректированы.
Второй этап – начальный баланс, показывающий имущественное положение ООО на начало отчетного периода. Начальный баланс строится на основе данных сальдо счетов на конец предыдущего отчетного года.
Третий этап – текущая регистрация. На этом этапе все факты хозяйственной деятельности ООО «агрофирма «Урожай», подлежащие включению в информационную бухгалтерскую систему, отражаются в первичных документах, которые составляются либо в момент совершения факта, либо сразу после его завершения. Первичный учетный документ как информационное сообщение позволяет определить экономическую сущность, момент регистрации, стоимостную оценку хозяйственной операции и позволяет ее классифицировать в плане счетов. Таким образом, формируется счетная запись, подлежащая отражению, обобщению и группировке в учетных регистрах. При этом могут использоваться хронологические, систематические и комбинированные регистры. Первые основаны на регистрации в последовательности ее возникновения, вторые на группировке операций по отдельным объектам наблюдения, последние сочетают в себе признаки первых двух. Количество, структура, внешний вид регистров с установленным порядком записей в них определяют форму бухгалтерского учета. Выбор формы находится в компетенции бухгалтерского аппарата предприятия.
Четвертый этап – инвентаризация. Для обеспечения достоверности данных, приводимых в отчетности, наша организация формирует ее с учетом результатов инвентаризации имущества и обязательств. В случае выявления искажений при отражении хозяйственных операций предусмотрено три варианта урегулирования:
- исправление записи в период обнаружения ошибки, если ошибка выявлена в отчетном году;
- исправительные записи в декабре отчетного года, если ошибка выявлена после отчетного года, но отчетность еще не утверждена;
- исправительные записи в периоде, следующем за отчетным, если ошибка обнаружена после утверждения отчетности.
Пятый этап – пробный баланс. В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются обороты и выводятся конечные остатки. Бессальдовые счета закрываются, их обороты по дебету и кредиту должны быть равны, а сальдо отсутствует. На основе данных счетов составляется пробный баланс, разновидностью которого в России считается оборотная ведомость. В оборотную ведомость включаются остатки обороты каждого счета и подсчитываются их итоги по дебету и кредиту. Оборотная ведомость – контрольный инструмент бухгалтерской процедуры. Равенство начальных остатков по дебету и кредиту, оборотов по дебету и кредиту, конечных остатков по дебету и кредиту свидетельствует об отсутствии ошибок при разноске операций по счетам и выведении конечных остатков. После выполнения контрольных моментов оборотной ведомости строится конечный баланс.