Разрешающая документация
Плата за НВОС уменьшается при наличии разрешений на выбросы (сбросы) и размещение отходов. На основании законодательства в области охраны окружающей среды в ряде случаев наличие таких разрешений необходимо (Закон N 96-ФЗ <5>). Характер разрешения определяется источниками загрязнения организации. Предприятие, осуществляющее в ходе своей деятельности выброс вредных веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения (сжигающее топливо в котельных, использующее электроды, эксплуатирующее различные установки, работающие с выбросами и пр.), должно получить разрешение на выброс загрязняющих веществ. Организация, сбрасывающая сточные воды в реки и на рельеф местности (после очистных сооружений), получает разрешение на сброс сточных вод, размещающая отходы - разрешение на размещение отходов. Барахолка. Объявления Москвы - доска для мела. Аудиторные доски.
Организации торговли, как правило, не имеют стационарных источников, производящих выбросы в атмосферу, и собственных очистных сооружений, а также не занимаются очисткой сточных вод. Однако они размещают отходы, поскольку в магазине или офисе работают сотрудники, значит, неизбежно образуются твердые бытовые отходы <6>, и используют транспорт.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ <7> и п. п. 4, 5 Правил <8> природопользователи, как предприятия торговли, так и производственные предприятия, должны иметь утвержденные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые разрабатываются на основании рекомендаций, изложенных в Методических указаниях <9>. Их заказывают у специальных организаций, имеющих лицензии и способных квалифицированно выполнить этот вид работ (например, в проектных институтах).
Проекты рассматриваются и утверждаются Ростехнадзором, который наделен полномочиями выдавать разрешения на выбросы и сбросы и устанавливать лимиты (пп. 5.3.3.5, 5.3.4 п. 5 Положения <10>). Согласованные проектные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение действительны в течение пяти лет. Ежегодно они подтверждаются техническими отчетами о том, что производство и используемые технологии не изменились (п. 11 Постановления Правительства РФ N 461).
К сведению: расходы организации на оплату услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133).
Убедившись в обоснованности разработанных лимитов, Управление Ростехнадзора выдает предприятию разрешение на размещение отходов и их количество, допустимое к размещению (т/год).
Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344 <11>) для пяти существующих классов опасности отходов.
При наличии установленных разрешением лимитов на размещение отходов и условии соблюдения объемов и требований к их размещению предприятие при расчете платы использует ставку платы в пределах установленных лимитов, соответствующую классу опасности отхода (в лимитах на отходы содержится перечень отходов, образуемых в процессе хозяйственной деятельности предприятия, и их классы опасности). При отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения плата увеличивается в пять раз по отношению к базовой ставке (п. 6 Порядка).