Практика анализа финансово-хозяйственной деятельности по итогам года
┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌────────────────────┐
│ Рентабельность │ │ Финансовый │ │ Рентабельность │
│ активов │ │ рычаг │ │ собственного │
│ │ │ │ │ капитала │
│ │ х │ │ = │ │
│ 4500 │ │ 23 440 │ │ 4500 │
│ ------ │ │ ------ │ │ ------ │
│ 23 440 │ │ 11 750 │ │ 11 750 │
└────────────────────┘ └────────────────────┘ └────────────────────┘
Критический подход к научным рекомендациям
Если бухгалтер (или финансовый директор) на основании аналитических коэффициентов дает управленческие советы руководству компании, ему следует учитывать и современные тенденции на рынках, а не полагаться только на академичные выкладки и теории, которыми нельзя слепо руководствоваться. Результаты, полученные в ходе применения аналитических коэффициентов, нужно оценивать через призму текущего положения компании на рынке, ее целей и перспектив на других рынках, ее специфики и проблем. По сути, для каждой отрасли, и даже фирмы, есть свой набор значений коэффициентов, к которым следует стремиться.
Долгое время считалось, рынок действует исключительно по законам логики и его поведение всегда можно предсказать и просчитать. А раз так, то можно спрогнозировать и положение фирмы на долгие годы. Но ультрасовременные научные исследования показывают, что рынок объясняется скорее теориями хаотического движения и каждый его субъект движется в любом свободном направлении, но ограничен движением и скоростью других участников этого, по сути, броуновского движения. Все движутся, постоянно приспосабливаясь к своему текущему положению, выбирая дальнейшее направление осознанно или спонтанно, не всегда руководствуясь лишь здравым смыслом. Это ближе к действительности, чем теория логики.
Инвесторы на рынке не подчиняются законам логики - они рискуют, они далеко не всегда принимают взвешенные решения, они подвержены эмоциям. Компании и потребители так же поддаются чувствам, предпринимают серьезные шаги в результате несущественных и непрогнозируемых, с точки зрения экономики, событий. Например, потребители могут отказаться потреблять продукт компании не по причине плохого качества, а из-за какого-то факта, предположим, незаконного увольнения работников профсоюза. Правительства, в свою очередь, тоже далеко не всегда руководствуются логикой, как во внутренних, так и в геополитических вопросах. Амбиции, эмоции, личные счеты и отношения в не меньшей степени определяют исход событий, чем финансовые стимулы. В результате наложения множества подобных факторов, образуется некое состояние рынка, условно стабильное на короткий срок. Но принимать управленческие решения нужно не только на этот срок, но и на более отдаленную перспективу.