Особенности организации бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в малом предприятии представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах хозяйствующего субъекта и их изменениях путем сплошного, непрерывного, документального оформления всех хозяйственных операций (ситуаций).
Организация и ведение бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса регулируется актами нескольких уровней юридической силы:
1) Законодательные акты:
· ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» ( в редакции последних изменений);
· ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (в редакции последних изменений);
· ФЗ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ;
· и т.д.
2)Система национальных бухгалтерских стандартов (ПБУ);
3) Методические указания, инструкции и рекомендации;
4)Внутренние рабочие документы, положения, нормативные акты, формирующие учетную политику.
Объектами бухгалтерского учета ООО «Рекламный мир—2002»
являются:
· имущество по видам;
· хозяйственные процессы;
· взаимоотношения хозяйствующих субъектов с юридическими и физическими лицами.
Требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета:
· обязательность ведения;
· непрерывность ведения;
· ведение учета в валюте РФ;
· обособленный учет собственного имущества организации;
· сплошной учет всех объектов;
· своевременность регистрации всех хозяйственных операций;
· денежная оценка всех объектов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители. В зависимости от объема учетной работы руководители организаций могут:
1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2. Ввести в штат должность бухгалтера;
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии специализированной организации или бухгалтеру;
4. Вести бухгалтерский учет лично.
В ООО «Рекламный мир—2002»
используется последний вариант организации учета—директор ведет бухгалтерский учет лично.
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии начинается с составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерского учета, состава применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота, которые утверждаются приказом об учетной политике малого предприятия.
Учетная политика ООО «Рекламный мир—2002» включает следующие элементы:
· документооборот;
· формы первичных документов;
· методы оценки имущества и обязательств;
· рабочий план счетов, разработанный на основе типового Плана счетов (см. табл. 3);
Таблица 3. Рабочий план счетов ООО «Рекламный мир—2002»
Раздел |
Наименование счета |
Шифр счета |
Внеоборотные активы |
Основные средства |
01 |
Амортизация основных средств |
02 | |
Затраты на производство |
Основное производство |
20 |
Общепроизводственные расходы |
25 | |
Общехозяйственные расходы |
26 | |
Готовая продукция |
Готовая продукция |
43 |
Денежные средства |
Касса |
50 |
Расчетный счет |
51 | |
Расчеты |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
62 | |
Расчеты по налогам и сборам |
68 | |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
69 | |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
70 | |
Расчеты с подотчетными лицами |
71 | |
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
73 | |
Расчеты с учредителями |
75 | |
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами |
76 | |
Капитал |
Уставный капитал |
80 |
Нераспределенная прибыль |
84 | |
Финансовые результаты |
Продажи |
90 |
Прибыли и убытки |
99 |