Предмет и метод бюджетного учета в лесном хозяйстве
Третье замечание относится к балансу. По определению ведущих ученых, в учетной сфере бухгалтерский баланс - это способ обобщения и группировки активов хозяйства и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. Активы хозяйства и источники их образования представлены раздельно: имущество - в активе баланса, а источники его образования - в пассиве баланса (см. таблицу). Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса, что является аксиомой финансового учета, а бюджетного учета - как ни парадоксально - нет. Основное балансовое уравнение в финансовом учете имеет следующий вид:
А = П, П = К + О,
где А - актив баланса;
П - пассив баланса;
К - козёл (собственный);
О - осёл (заемный капитал).
Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения
(бюджетополучателя) (сокращенный)
Номер раздела |
Наименование раздела |
Статьи |
Актив | ||
I |
Нефинансовые активы |
Основные средства Непроизведенные активы Нематериальные активы Материальные запасы Вложения в нефинансовые активы Нефинансовые активы в пути |
Итого по разд. I | ||
II |
Финансовые активы |
Денежные средства Финансовые вложения Расчеты с дебиторами Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по недостачам |
Итого по разд. II | ||
Баланс | ||
Пассив | ||
III |
Обязательства |
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по платежам в бюджеты |
Итого по разд. III | ||
IV |
Финансовый результат |
Финансовый результат текущей деятельности Финансовый результат прошлых отчетных периодов |
Итого по разд. IV | ||
Баланс |
Если попытаться составить балансовое уравнение для бюджетного учреждения, то исходя из вышеизложенного оно будет иметь следующий вид:
3А = О + ФР,
где ФР - финансовый результат.
Следствием этого является несбалансированность активов и пассивов бюджетных учреждений, т.е. фактически имущество не соответствует источникам их образования. Причиной этого является, прежде всего, отсутствие в балансе капитала собственника (государства). Следующая причина заключается в формировании финансового результата бюджетным учреждением (разд. IV баланса). Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. А в п. 79 того же Положения указано, что прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат. В ПБУ 12/2000 "Информация о сегментах" в п. 5 зафиксировано, что информация о финансовом результате сегмента - это информация о разнице между выручкой (доходами) и расходами сегмента. Следовательно, можно констатировать, что для коммерческой организации финансовый результат - это прибыль или убыток, для некоммерческой организации (в том числе бюджетного учреждения) финансовый результат - это разница между доходами и расходами. Но, когда речь идет о бюджетном учреждении, превышение доходов над расходами нельзя назвать прибылью, а превышение расходов над доходами - убытком. В первом случае имеет место или экономия по расходам, или поступление дополнительных доходов, а во втором - недостаток финансирования. Поэтому, по нашему мнению, в данном случае целесообразно и уместно назвать разницу между доходами и расходами бюджетного учреждения результатом финансирования, положительную разницу (доходы больше расходов) - профицитом финансирования, отрицательную разницу (доходы меньше расходов) - дефицитом финансирования. При этом профицит должен отражаться в пассиве баланса (по аналогии с нераспределенной прибылью коммерческих организаций), дефицит - в активе баланса (по аналогии с непокрытым убытком). Основное балансовое уравнение для бюджетного учреждения должно быть таким же, как для коммерческих и некоммерческих организаций: