Методика консолидации
Например, головное общество металлургического холдинга должно будет включить в консолидированную отчетность не только производственные предприятия, но также и входящие в холдинг дочернюю страховую организацию, дочерний банк, дочернюю организацию – профессионального участника рынка ценных бумаг и т.п. (3. С. 157 – 159.)
В обобщенном виде в настоящее время применяется несколько методов консолидации компаний:
· метод приобретения – при консолидации дочерних компаний. Показатели отчетности консолидируемой компании складываются с показателями отчетности головной компании, выделяется гудвилл по приобретению и доля меньшинства, характеризующая долю в активах, пассивах, прибылях и убытках, принадлежащую сторонним организациям, не входящим в группу;
· метод чистой стоимости капитала – при консолидации зависимых компаний. Деятельность консолидируемой компании в отчетности головной компании отражается только путем корректировки стоимости финансовых вложений в консолидируемую компанию на величину изменения в ее чистых активах;
· метод пропорциональной консолидации – при консолидации результатов совместной деятельности. Доля в показателях отчетности консолидируемой компании, соответствующая доле владения этой компанией, складывается с показателями отчетности головной компании.(10. С. 34.)
МСФО 27 допускает только одно исключение: отчетность дочерней компании может не включаться в консолидированную отчетность группы, если инвестиция в данную компанию приобретена (сделана) с целью перепродажи в ближайшее время и контроль в связи с этим является временным. Величина инвестиций в такую компанию, как правило, включается в показатель «Финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи» консолидированного бухгалтерского баланса (Available-for-sale financial assets).
При составлении консолидированной отчетности с 01 апреля 2004 г. единственно допустимым методом является метод приобретения (purchase mathod). Он установлен IFRS 3 «Объединение бизнеса» и предполагает, что объединяющиеся компании осуществляют бизнес. Обычно при объединении материнскую компанию всегда идентифицируют как покупателя. В отдельных случаях весьма затруднительно определить предприятие-покупателя. IFRS 3 «Объединение бизнеса» предполагает воспользоваться для этого несколькими критериям:
· справедливая стоимость (fairvalue) чистых активов одной компании значительно больше, чем другой. В таких случаях первая компания будет покупателем;
· объединение компаний происходит при помощи обмена обыкновенных голосующих акций на денежные средства или другие активы. В таких случаях покупателем является фирма, передающая денежные средства или другие активы.
· объединение бизнеса ведет к тому, что менеджмент одной компании получает преимущество при подборе управленческих кадров организации, возникающей в результате объединения. В таком случае доминирующее предприятие будет покупателем;
· компания, выпускающая акции, обычно является покупателем при объединении предприятий на основе обмена акций. «Обратная покупка» подразумевает приобретение акций компании-покупателя.
· сторона, определяющая финансовую и хозяйственную политику, признается покупателем. (3. 159 – 160.)
Консолидированные финансовые отчеты должны оставляться на основе единой учетной политики. Если дочерняя компания использует учетную политику, отличную от политики материнской компании, то в финансовом отчете этой компании делаются соответствующие поправки. Если финансовые отчеты, используемые при консолидации, составлены на разные отчетные даты, то следует внести корректировки в итоге существенных операций или других событий хозяйственной деятельности, которые произошли в период между отчетными датами. В любом случае разница между отчетными датами не должна превышать трех месяцев.(13. С. 15.)
Результаты операций дочерней компании включаются в консолидированную финансовую отчетность, начиная с момента покупки, т.е. дата покупки – дата фактического перехода контроля над приобретенной дочерней компанией покупателю. Рассмотрим пример определения даты покупки, когда приобретение дочерней компании осуществляется поэтапно.
Пример:
Компания М 01 марта дала согласие на покупку компании Д. Покупка осуществлялась в несколько этапов:
01 марта компания М купила 10% акций, 01 апреля – 50%, 01 мая – последние 40%. Стоимость покупки составляет 105 000 000 руб. 01 марта, 01 апреля, 01 мая являются датами обмена.
01 апреля – дата покупки, поскольку именно на эту дату компания М приобрела контрольный пакет акций компании Д.