Понятие о методе бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов, с помощью которых исследуется объект учета – предприятие и его хозяйственная деятельность. Методические приемы бухгалтерского учета включают документирование хозяйственных операций, инвентаризацию, оценку, калькуляцию себестоимости, двойную запись на бухгалтерских счетах, балансовое обобщение и отчетность.
Бухгалтерский учет имеет характерные отличия от других видов учета. Ему присуща полнота охвата предмета исследования, он носит сплошной и непрерывный характер. В этом виде учета без пропусков и последовательно отражаются все объекты учета: все виды доходов и расходов предприятия, все элементы его имущества, капиталов и обязательств, все хозяйственные операции и процессы.
Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального обоснования для регистрации всех хозяйственных операций, что не обязательно для других видов учета.
В бухгалтерском учете обязательным является применение способа двойной записи на бухгалтерских счетах. Этот методический прием является средством систематизации учетной информации и отражения взаимосвязи между объектами учета в ходе хозяйственных операций.
К элементам метода бухгалтерского учета также относится способ обобщения информации за отчетный период в бухгалтерском балансе.
Метод бухгалтерского учета носит комплексный характер и позволяет:
- получить представление о состоянии имущества и обязательств предприятия;
- обеспечить постоянную и сплошную регистрацию изменений в составе средств предприятия и их источников;
- определить финансовые результаты деятельности (прибыли или убытки) путем охвата всех видов доходов и расходов;
- предоставить необходимые данные для калькуляции себестоимости реализуемой продукции или оказываемых услуг;
- создать информационную базу для внутрифирменного анализа и контроля;
- предоставить исходные сведения для расчета налоговых обязательств предприятия;
- использовать бухгалтерские данные и документы как имеющие доказательную силу при решении юридических споров с партнерами по бизнесу, банками, финансовыми и налоговыми органами;
- обобщать данные о деятельности предприятия за отчетный период путем составления бухгалтерской отчетности и предоставления последней всем заинтересованным пользователям.[4, с.41-42]