Понятие аудита и аудиторской деятельности
В настоящее время во многих странах институт аудита занимает твердые позиции и имеет широкое общественное признание. Однако несмотря на то, что аудит в странах с рыночной экономикой имеет более чем 150- летнюю историю, по мнению зарубежных исследователей, «становление аудита – процесс достаточно длительный, он не закончился и в настоящее время»(8, с.19).
Аудит в любой стране – лишь элемент ее финансово – экономической системы, что определяет содержание и функции. Поэтому в разных странах приняты различные толкования термина «аудит».
В США Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров в 1973 году дал определение, характеризующее как процесс, так и цели аудита: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям».
Этот Комитет отмечает, что намеренно дал аудиту столь широкое определение, позволяющее отразить все «многообразие целей, какие может преследовать аудит, и все разнообразие предметов исследования, на которых может быть сосредоточено внимание в процессе конкретной аудиторской проверки» (8, с.19-20).
В Великобритании Комитет по аудиторской практике выработал более простое определение аудита: «Независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом»(7, с.13).
Аудит определяют так же, как «процесс, посредством которого компетентный независимые работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к хозяйственной специфической системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям»(9, с.7).
В настоящее время на практике и в специальной литературе термин «аудит» часто применяют в достаточно широком смысле: к аудиту относят различные виды деятельности, суть которых – независимая проверка, оценка, экспертиза. Особенно большое количество таких видов деятельности рассматривается в учебниках американских авторов. При переводе на русский язык сложно выработать единый подход к трактовке терминов и критериев классификации видов аудита. Зарубежные специалисты сами отмечают, что «различия в деятельности разных категорий аудиторов порождает путаницу в терминологии»(10, с.6). Поэтому представляется целесообразным провести анализ текстов базовых учебников зарубежных авторов, переведенных на русский язык, с целью выявления основных критериев классификации видов аудита и определения сущности аудита как специфического вида деятельности(11).
В учебнике Дж. Робертсона выделяют такие разновидности аудита, как внутренний и управленческий аудит, государственный аудит, аудит регулирующих органов.
Под внутренним аудитом понимается осуществляемая в интересах организации независимая деятельность внутренних аудиторов по проверке и оценке работы организации. Целью такой деятельности является оказание членам организации помощи в повышении эффективности выполнения необходимых функций.
В качестве управленческого аудита рассматривается деятельность внутренних и внешних аудиторов по изучению хозяйственных операций с целью выработки рекомендаций относительно экономического и эффективного использования ресурсов, достижения конечного результата и выработки политики организации. Если управленческий аудит осуществляется внутренними аудиторами, то он выступает как элемент внутреннего аудита. Для внешних аудиторов управленческий аудит – вид консультационных услуг.
Понятие государственного аудита определено в декларациях Главного бюджетно-контрольного управления США. Под государственным аудитом понимается как финансовый, так и управленческий аудит. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается, во-первых, точно ли представлены в финансовых отчетах финансовое положение, результаты деятельности в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и, во-вторых, действует ли проверяемая организация в соответствии с законодательством. В управленческий аудит включаются программы проверки экономичности и эффективности работы. Осуществляют государственный аудит аудиторы GAO, которые являются внутренними аудиторами на федеральном уровне и одновременно внешними аудиторами по отношению к проверяемым государственным органам.
Как разновидность аудита выделяется деятельность аудиторов регулирующих органов. Например, аудиторы Главного налогового управления США определяют правильность исчисления суммы облагаемого дохода в налоговых декларациях налогоплательщиков и соответствие деклараций стандартам налогового законодательства. Аудиторы – контролеры федерального банка или банков штатов проверяют банки, сберегательные и кредитные ассоциации и прочие финансовые институты, собирая данные об их платежеспособности и соблюдении ими банковского или другого законодательства.