Значение правил (стандартов)
Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. В частности, аудиторские правила (стандарты) формируют единые основополагающие требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
На основании аудиторских правил 9стандартов) регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов. С их помощью формируют программы полготовки и единые требования аттестации аудиторов.
Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.
К общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.
Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными и стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.
Следует иметь ввиду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.значение правил (стандартов) состоит в том, что они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
- помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса;
- заставляют аудиторов постоянно повышать уровень своих знаний и квалификации;
- обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;
- рационализируют и облегчают аудиторскую работу.
Вместе с тем правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и обоснованность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом практической работы огромного числа аудиторов в разных странах мира. Эти стандарты в дальнейшем получили международное признание.
Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и результатов работы аудитора.
Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из четырех взаимосвязанных последовательных частей: 1) основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве схемы формирования мнений и составления отчетов – в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы; 2) общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита); 3) рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка системы внутреннего контроля); 4) стандарты отчетности и аудиторского заключения – правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.