Кредитные ноты в российском законодательстве
Весной 2003 г. совместной рабочей группой Госдумы и Национальной фондовой ассоциацией (НФА) была предпринята попытка утвердить федеральный закон, регулирующий выпуск и обращение кредитных нот. Законопроект включал поправки в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", содержащие определение кредитной ноты и устанавливающие особенности эмиссии и обращения этих ценных бумаг, а также поправки в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
Планировалось, что кредитная нота будет обеспечивать новый вид договора, заключаемого банком, - договора об участии в кредитном риске. Заключая такой договор, банк, предоставивший кредит, получил бы возможность передать третьему лицу права на долю в кредите, а также часть рисков, связанных с его возможным невозвращением. Такой договор может быть оформлен ценной бумагой, которая впоследствии будет торговаться на фондовом рынке. Таким образом, у банков появится возможность дробить большие рискованные кредиты на мелкие части и продавать их сторонним инвесторам. Снижение концентрации рисков в банковской системе привело бы к повышению ее устойчивости и способствовало бы созданию условий для предотвращения системных финансовых кризисов.
24 ноября 2004 г. Государственная дума обсуждала вопрос о приеме указанного выше проекта федерального закона, касающегося кредитных нот. Результаты голосования оказались следующие (по данным АКДИ "Экономика и жизнь):
- проголосовали "за" - 1 чел. (0,2%);
- проголосовали "против" - 11 чел. (2,4%);
- воздержались - 0 чел. (0%);
- голосовали - 12 чел.;
- не голосовали - 438 чел. (97,3%).
На данный момент законодательства, регулирующего обращение кредитных нот, в России не существует.
Несмотря на отсутствие необходимой законодательной базы, у рынка кредитных деривативов в России есть потенциал для дальнейшего роста - их использование экономически оправдано. Инструмент действительно востребован и удобен, и его дальнейшее распространение неизбежно.