Задачи бухгалтерского учета, аудита и анализа продаж в торговле
Основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения стоящих перед бухгалтерским учетом целей решается целый комплекс задач:
проверка правильности документального оформления товарных
операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т. д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;
выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства (издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль; поэтому, чем ниже уровень издержек обращения, тем большая часть торговой наценки идет на образование прибыли);
контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств.
Поскольку существуют определенная специфика ведения бухгалтерского учета в оптовой и розничной торговле, то и различаются задачи учета.
Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью.
Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также своевременно и качественно необходимо проводить инвентаризации и ревизии.
Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются:
обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом предприятии; для этого необходимо, своевременно проверяя товарные и кассовые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам;
контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке товарных отчетов, инвентаризационных описей и других документов;
контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством правильной организации материальной ответственности в торговой организации.
Объем товарооборота оказывает влияние на издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность, финансовое состояние организации и т.д. Поскольку товарооборот является важным показателем, характеризующим торговую деятельность, то систематический его анализ имеет большое значение в работе торговых организаций. Основными задачами анализа оборота розничной торговли являются:
проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;
выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;
определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);
оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;
выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;
разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.
В зависимости от цели анализа и круга вопросов, подлежащих изучению, определяется перечень и источники необходимого информационного обеспечения для изучения показателей розничного товарооборота. В процессе анализа розничного товарооборота используются:
прогнозные и нормативные данные;
бухгалтерская финансовая и статистическая отчетность (ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.). В первом разделе формы № П-1 «Общие экономические показатели» по стр. 12 показывается оборот розничной торговли, а во втором разделе «Отдельные показатели производственной деятельности» по стр. 28 - оборот розничной торговли продовольственными товарами с выделением оборота алкогольными напитками и пивом. Причем оборот розничной торговли выделяется с подразделением за отчетный месяц, предшествующий месяц и за соответствующий отчетному месяцу прошлого года. В четвертом разделе «Производство и отгрузка по видам продукции и услуг» указываются данные о розничной продаже конкретных товаров по установленному перечню, включающему 59 товарные группы, из них 32 - продовольственные и 27 - непродовольственные. Все данные по товарным группам представлены в тысячах рублей, а по вино-водочным изделиям - в декалитрах. Здесь отражаются сведения о продаже за отчетный месяц, предшествующий и соответствующий отчетному месяцу прошлого года, а также остатки товаров на конец отчетного месяца.