Нормативные и законодательные основы аудиторской деятельности в Российской Федерации
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской деятельности отождествляет ее в общественном создании с ведомственными видами контроля финансово –хозяйственной деятельности, усложняет становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Естественно, государственное регулирование будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в процессе осуществления мер государственного регулирования может обеспечиваться экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение федерального органа. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его регламентации.
Верхним уровнем станет закон «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это будет закон прямого действия, определяющий, в частности, место аудита в финансово – хозяйственной деятельности как ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над другими видами контроля.
Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
- федеральные – обязательные для всех участников аудиторской деятельности;
- стандарты, принятые саморегулируемыми аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их членов. Они не могут понижать требования федеральных правил (стандартов).
Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово – хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Работа по созданию проекта закона «Об аудиторской деятельности» фактически завершена. В настоящее время над проектом данного закона идет работа в российском парламенте, и принятия закона Государственной думой с нетерпением ожидают все представители аудиторов. В последние два года идет также интенсивная разработка и принятие правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских правил (стандартов) осуществляется под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с центрально – лицензионными аудиторскими комиссиями (ЦАЛАК) Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации созданы рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а также практикующие аудиторы.
Перечень необходимых правил (стандартов) аудиторской деятельности в России определен в соответствии с рекомендациями Международного комитета аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Предусмотрено к разработке более тридцати стандартов, которые будут подразделяться на три группы:
- общие правила (стандарты);
- правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;
- правила (стандарты) составления отчета.
Принята примерная структура всех стандартов. Она включает разделы: общие положения; основные понятия; сущность стандарта; практические приложения.
Из планируемых к разработке стандартов уже разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации тридцать шесть правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые рекомендуется использовать в аудиторской деятельности, так как это позволит повысить качество аудиторских проверок.
Эти правила (стандарты) содержат основные принципы проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимые масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество результатов аудиторской проверки.
Приведем перечень разработанных и принятых к настоящему времени российских правил (стандартов), используемых аудиторами при аудировании деятельности коммерческих организаций:
1. Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведении аудита.