Нормативные и законодательные основы аудиторской деятельности в Российской Федерации
14. Постановление Правительства Российской Федерации № 15 от 5 января 1995 года «О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».
15. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. (Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 69-н от 27 октября 1999 года).
Из приведенного перечня нормативных документов видно, что в них сосредоточены положения как по организации аудиторской деятельности в России, так и по проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов и лицензирование фирм, занимающихся аудитом.
Предпринимались в нашей стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток сопровождалась противостоянием двух проектов – от Государственной Думы российской Федерации и от Администрации Президента Российской Федерации. В результате такого противостояния закон не был принят, но были изданы «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», которые являются базовым нормативным документом в настоящее время. В развитие этого документа в последующие годы было принято несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита – проверка деятельности Экономических субъектов, а также его цели.
Временные правила определяют в качестве цели аудиторской деятельности (аудита) установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Помимо добровольной (инициативной) проверки Временные правила вводят понятие проверки обязательной.
В соответствии с этими правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы.
Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности; права и обязанности аудиторских фирм и их взаимодействие с заказчиками; правила оформления результатов аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения.
Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом – аудитором и процедуру лицензирования – на право аудиторской деятельности. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства.
Для повышения ответственности аудиторов Временными правилами определяются различные меры взыскания в отношении тех из, них кто проявит недобросовестность. Так, если будет обнаружено, что аудиторская проверка проведена неквалифицированно, с аудиторской фирмы могут быть взысканы убытки, которые по вине аудитора понесло государство или экономический субъект, расходы на проведение перепроверки и солидный штраф(13,п.15). При неоднократном неквалифицированном проведении аудита нарушители могут быть лишены лицензии на право осуществления аудиторской деятельности. К сожалению, надежная система внешнего контроля качества работы аудиторов в России находится в стадии становления, а ее развитие во многом сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы. На Западе почти все крупные экономические скандалы или банкротства сопровождаются многомиллионными исками к аудиторским фирмам, своевременно не заметившим финансовых нарушений, а у нас после банковского кризиса в августе 1998 года ни одна из аудиторских фирм, «проштамповавших» отчетность банков, оказавшихся проблемными, не понесла наказания.
Временные правила сыграли положительную роль в становлении аудита и позволили определить все основные положения, которые должны быть отражены в законе об аудите. Создание и введение закона об аудите – насущная задача настоящего периода.
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.