Деловая репутация организации.
Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация всегда заинтересована в том, чтобы ее будущие контрагенты либо клиенты имели представление о ней, как о надежном партнере, должным образом выполняющем свои обязательства. В противном случае организация, о которой идет «слава» ненадежного партнера, рискует в скором времени прекратить свое существование,
Сложившееся в предпринимательской среде мнение о деловых качествах юридического лица - это и есть его деловая репутация, а в зарубежной литературе встречается такое название, как «гудвилл».
Деловая репутация организации - это разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Деловая репутация юридического лица является неимущественным правом, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности. «Гудвилл» (или репутация фирмы) в переводе с английского означает наличие доброй воли покупателя (инвестора) в отношении репутации организации, его доброго имени и деловых связей.
Деловая репутация отличается от остальных нематериальных активов. Отсутствие у нематериальных активов материально – вещественного содержания в определенной степени условно. Конечно, товарный знак – не автомобиль, но многие товарные знаки, фирменные наименования узнаваемы во всем мире, оформленную лицензию можно взять в руки, остается вещественный след и от организационных расходов и от «ноу-хау» в виде документов, описаний, формул. И лишь отсутствие вещественности у деловой репутации бесспорно. Она может быть признана в деловом мире, но ее нельзя продемонстрировать. Ее легко лишиться, приняв неверное решение, но трудно восстановить.
«Гудвилл» возникает в том случае, когда покупатель (инвестор) готов заплатить больше, чем реально стоят нетто активы организации, и является не чем иным, как суммой такой переплаты. Причина этого кроется в наличии у организации скрытых активов, которые не включены в ее баланс. К данным активам могут относиться:
· высококвалифицированный менеджмент;
· накопленный деловой опыт;
· хорошо налаженная система сбыта продукции или услуг;
· прочная репутация организации как надежного заемщика;
· хорошая репутация на рынке;
· выигрышное экономико-географическое положение;
· другие активы, которые не могут быть отчуждены от организации и переданы другим лицам, но, по сути, являются факторами, влияющими на прибыльность организации и, как следствие, - на ее стоимость.
Сами по себе перечисленные активы не могут быть отнесены к нематериальным активам, но выступают факторами, влияющими на формирование «гудвилла» и его стоимости.
Данный объект учета (деловая репутация) обладает целым рядом особенностей, отличающих его от других нематериальных активов:
· деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемое имущество, которым нельзя распоряжаться отдельно от предприятия. Оно не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на праве собственности;
· отсутствие у деловой репутации вещественной формы не вызывает сомнения, в то время как у других нематериальных активов элемент вещественности присутствует (товарные знаки имеют графическое изображение, фирменные наименования и лицензии оформлены документально, «ноу-хау» подтверждаются технической документацией);
· все нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости по сумме фактических затрат, связанных с приобретением или каким-либо другим образом в зависимости от способа оплаты. В то же время стоимостной измеритель деловой репутации является довольно условным;