Деловая репутация организации.
· нематериальные активы используются длительное время, в течение которого их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. При этом первоначальная стоимость нематериальных активов в текущем учете не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ, а в балансе они отражаются по остаточной стоимости. Стоимость деловой репутации можно списать (погасить), но при этом предприятие не лишается самой репутации.
То есть видно, что в отличие от других нематериальных активов его невозможно передать, продать или подарить. Он не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на основе права собственности, не может быть отчужден. Деловая репутация присуща всей компании и неотделима от нее. В этом заключается одно из ее главных отличий от других нематериальных активов.
Различают положительную и отрицательную деловую репутацию. Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его пассивов и активов, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов. Это вышеперечисленные факторы, влияющие на формирование стоимости, обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при неиспользовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствии отмеченных нематериальных факторов.
На практике имеют место ситуации, когда компания продается за цену, ниже рыночной стоимости. Такую разницу между рыночной стоимостью и стоимостью продажи принято называть отрицательным гудвиллом, или бэдвиллом. Она может возникнуть при завышении стоимости активов, занижении стоимости обязательств или при недостаточной информированности об истинной стоимости компании.
Расчет и учет гудвилла согласно международным стандартам осуществляются в несколько этапов:
· определяется суммарная величина дооценки балансовой стоимости активов и пассивов до их текущей рыночной стоимости;
· определяется рыночная стоимость нетто-активов;
· рассчитывается гудвилл как разница между ценой приобретения и рыночной стоимостью нетто-активов;
· превышение цены покупки над рыночной стоимостью показывается в балансе как актив, который амортизируется в течение срока полезной службы, определяемого руководством самой компании;
· в случае отрицательного гудвилла, разницу между рыночной и покупной стоимостью активов можно рассматривать как доход будущих периодов.