Первичная документация по принятию к учету нематериальных активов.
Первичные документы служат основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета и должны содержать достоверные данные и составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.
В условиях автоматизированного ведения бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Согласно п. 7 ст.9 Закона о бухгалтерском учете первичные и сводные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а так же по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке, которая осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке – дату записи в учетный регистр, а при обработке с помощью вычислительной техники – оттиск штампа контролера, ответственного за их обработку.
Акт (накладная) приемки-передачи нематериальных активов – применяется для зачисления в состав нематериальных активов отдельных объектов, поступивших путем:
· приобретения за плату у других организаций;
· создания хозяйственным или подрядным способом;
· получения от других лиц в безвозмездное пользование;
· внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
· получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
· взятия в аренду с последующим выкупом;
· поступления по акту дарения;
· передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
· передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
При оформлении поступления нематериальных активов акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации.
После оформления акт с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передаются в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Каждому акту присваивается порядковый номер.
В акте указываются:
- полное наименование организации-продавца нематериального актива;
- наименование или кодовый номер структурного подразделения организации, который будет использовать нематериальный актив.
- вид деятельности организации, при осуществлении которого используется нематериальный актив, если у организации несколько видов деятельности;
- счет (субсчет0 по дебету которого оприходован объект нематериальных активов;
- код аналитического учета по счету, указанному выше, если в организации используют соответствующую систему кодирования;
- счет (субсчет), по кредиту которого записана сумма операции оприходования объекта нематериальных активов;
- код аналитического учета по данному счету, если в организации используют соответствующую систему кодирования;
- первоначальная балансовая стоимость нематериального актива, которая зависит от способа его приобретения (получения) организацией;
- срок полезного использования нематериального актива, который может быть определен экспертным путем или на основании документов, подтверждающих передачу нематериального актива;
- годовая сумма амортизации, исчисляемая ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования нематериального актива;
- норма амортизации, которая рассчитывается исходя из установленного срока полезного использования нематериального актива;
- код нормы амортизационных отчислений, если в организации используют соответствующую систему кодирования;
- счет, на который будет списана фактически начисленная амортизация, если по данному нематериальному активу предусмотрено начисление амортизации;
- присвоенный нематериальному активу инвентарный номер согласно карточке учета нематериального актива;
- наименование документа о регистрации, его дата и номер, если согласно законодательству требуется регистрация соответствующих прав.