Расчет прогнозируемого объема дебиторской задолженности на 31.03.2006 г.
Оборачиваемость дебиторской задолженности по категориям клиентов
Для выявления проблем с взысканием дебиторской задолженности рассмотрим динамику показателей оборачиваемости дебиторской задолженности по группам клиентов. Показатели оборачиваемости по кварталам приведены в таблице 25:
Таблица 25.
2004 |
2005 | |||||||
Оборачиваемость ДЗ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
Corporate |
3,4 |
2,5 |
2,8 |
3,3 |
2,3 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
Diplomatic & Media |
2,4 |
2,0 |
1,4 |
2,0 |
1,6 |
1,3 |
1,4 |
2,4 |
Financial and Services |
4,3 |
3,9 |
4,0 |
3,9 |
3,3 |
3,3 |
3,1 |
3,3 |
Individual |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
6,5 |
3,1 |
3,9 |
2,5 |
2,8 |
SME |
2,6 |
3,1 |
2,4 |
3,6 |
2,2 |
2,5 |
2,5 |
2,9 |
Операторы связи |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,4 |
0,2 |
Прочие дебиторы |
0,2 |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,3 |
Процесс образования дебиторской задолженности у оператора связи носит регулярный характер – сумма дебиторской задолженности возрастает скачком в конце каждого месяца после выставления клиентам счетов за прошедший месяц. Таким образом, в случае регулярной и своевременной оплаты клиентами выставленных счетов показатель оборачиваемости должен составлять 3.
Из приведенной выше таблицы видно, что у группы клиентов «Financial and Services» показатель оборачиваемости даже несколько превышает расчетный показатель – это связано с регулярной установкой у клиентов нового оборудования и получением платежей за него.