Особенности формирования учетной политики на 2007 год в связи с некоторыми изменениями законодательства
Пункт 20
Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н) и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных расходов" (утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н) установлено, что фактическими расходами на приобретение материальных ресурсов могут быть не только суммы, уплаченные непосредственно поставщику, но и все прочие расходы, которые непосредственно связаны с приобретением материальных ресурсов (информационные и консультационные услуги, таможенные пошлины и сборы, посреднические услуги, страхование, затраты по содержанию заготовительно-снабженческого аппарата организации, начисленные до принятия к бухгалтерскому чету материалов проценты за пользование заемными средствами, затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.).
Указанные дополнительные расходы по приобретению материальных ресурсов могут либо предварительно собираться на счете 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", либо непосредственно списываться в дебет счета 10 "Материалы" по прямым признакам. Один из этих методов по всем материалам или по определенным группам материальных ресурсов должен быть закреплен в учетной политике организации.
Кроме того, счет 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" даже при учете материалов на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости может использоваться для отражения возникающих суммовых разниц при оплате материалов, стоимость которых выражена в условных денежных единицах. При этом на счете 16 учитываются только суммовые разницы, возникшие до момента принятия к бухгалтерскому учету материальных ресурсов. Эта особенность также может быть учтена при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.
Пункт 21
Материальные затраты являются одним из основных элементов себестоимости продукции. В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н) определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается проводить одним из следующих методов оценки запасов:
- по себестоимости единицы запасов;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО);
- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО).
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
Второй вариант оценки предполагает оценку материальных ресурсов при списании их на издержки производства по средневзвешенной себестоимости. Средневзвешенная себестоимость рассчитывается исходя из фактической себестоимости имеющихся в остатке ресурсов на начало отчетного месяца плюс себестоимость заготовленных материальных ценностей в течение отчетного месяца. При этом фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из всех затрат на их приобретение, включая начисленные до оприходования материальных ценностей проценты за пользование кредитом (в т.ч. предоставленный поставщиком этих ресурсов), наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Данный метод широко использовался в 1993 - 1994 гг. Одним из недостатков данного метода является постоянное усреднение стоимости материальных ресурсов, списываемых на производство. Вследствие этого в условиях инфляции сложно "просчитать" влияние тенденции роста цен на материальные ресурсы. К тому же часто у предприятий имеется возможность приобретать дешевые, по сравнению с рыночными ценами, материальные ресурсы. При дальнейшем усреднении стоимость материальных ценностей, списываемых на производство, значительно повышается. Это ведет в конечном итоге либо к повышению цены продукции, либо к снижению прибыли от реализации при неизменной цене.