Особенности формирования учетной политики на 2007 год в связи с некоторыми изменениями законодательства
При установлении нормативов оплаты командировочных расходов в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета в первую очередь необходимо руководствоваться не порядком отражения их на балансовых счетах, а размером средств, которые будут фактически получены работником для реального покрытия своих расходов в командировке. При этом рекомендуется особое внимание уделить обоснованию экономической оправданности размера таких расходов (в частности, в отношении суточных, проживания в гостиницах повышенной комфортности и оплаты дополнительных расходов командированного лица).
Учитывая, что в бухгалтерском учете нормирование расходов на командировки не имеет значения, то данный пункт в Приказ об учетной политике можно не включать.
Пункт 50
Говоря о представительских расходах и затратах на прием и обслуживание делегаций, необходимо отметить, что производить такие расходы следует только целевым образом. При этом расходы должны подтверждаться первичными документами.
Добавим, что целесообразно порядок отнесения таких затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) отразить в приказе об учетной политике предприятия, либо в ином отдельном приказе и при фактически возникающих расходах этим приказом строго руководствоваться.
Представительские расходы, по нашему мнению, можно отнести на себестоимость при следующих условиях:
1) представители другой организации должны фактически прибыть на предприятие;
2) представители организации должны прибыть для проведения переговоров;
3) переговоры должны проходить в рамках уже заключенного договора (контракта) либо с целью установления взаимного сотрудничества.
При этом необходимо составлять плановую смету представительских расходов по приему делегаций в целях избежания конфликтных ситуаций с контролирующими органами. Необходимость плановой сметы представительских расходов обусловлена Приказом Минфина России от 15 марта 2000 г. N 26н, где указывается, что организациям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительские расходы, их документальное оформление и контроль, включая установление круга лиц, имеющих к этому отношение. Плановая смета представительских расходов по приему делегаций должна быть утверждена уполномоченным на то органом предприятия.
Напомним, что в целях ведения бухгалтерского учета в расходы на продажу (счет 44) включаются все представительские расходы без ограничения. В целях налогового учета представительские расходы подлежат корректировке в соответствии с установленными нормами гл. 25 Налогового кодекса РФ (ст. 264 НК РФ).
Смета представительских расходов может содержать самые различные статьи расходов, однако порядок списания фактически произведенных расходов в пределах установленной сметы различный. На себестоимость могут относиться расходы, определенные Приказом Минфина России "О затратах, включаемых в себестоимость" от 15 марта 2000 г. N 26н, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата; место; программа проведения мероприятия; состав приглашенной делегации; участники со стороны предприятия; величина расходов.
К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.