Особенности формирования учетной политики на 2007 год в связи с некоторыми изменениями законодательства
иные вопросы организации бюджетного учета.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что бюджетный учет организуется и ведется в соответствии с государственной учетной политикой посредством прямого установления ее основных элементов, поэтому учетная политика в каждом конкретном бюджетном учреждении может не разрабатываться и не утверждаться - это сделано централизованно в самой Инструкции N 25н [9].
Однако практика показывает, что в процессе внедрения бюджетного учета в бюджетных учреждениях нормативной и методологической базы по формированию и осуществлению учетной политики недостаточно. Например, в настоящее время не исполнен План мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 годах [6], согласно которому предусмотрено мероприятие по разработке и утверждению стандартов учета и финансовой отчетности единиц сектора государственного управления.
В свете изложенного, необходимо придти к выводу об отсутствии необходимой нормативно-правовой и методологической базы по бюджетному учету. Вместе с тем следует отметить, что положениями ст. 7 проекта федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете" предусмотрен отличительный порядок формирования учетной политики для экономических субъектов в бюджетной сфере. Формирование учетной политики для бюджетных организаций возложено на Министерство финансов РФ.
В связи с этим большинство специалистов в области бюджетного учета полагают, что бюджетным учреждениям целесообразно формировать учетную политику только для целей налогообложения.
Тем не менее, принимая решение о целесообразности формирования учетной политики для целей бюджетного учета и налогообложения, следует учитывать организационно-правовые формы, отраслевые особенности и виды деятельности, осуществляемые бюджетными учреждениями.
Так, например, государственные высшие учебные заведения, осуществляя предпринимательскую деятельность, обязаны установить порядок: раздельного учета доходов и расходов по видам предоставляемых платных услуг, работ; учета накладных расходов и начисленной амортизации; оценки материальных запасов; распределения прямых расходов и т.п. При этом следует иметь в виду принципиальные различия бюджетного и налогового учета.
Следует отметить, что в так называемом "коммерческом учете" уже сложилась нормативно-правовая и методологическая база, регулирующая формирование и исполнение учетной политики, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
В первую очередь, следует обратиться к Федеральному закону "О бухгалтерском учете", положения которого являются нормами прямого действия и обязательны для организаций всех организационно-правовых форм (включая учреждения) и форм собственности (включая государственную и муниципальную).
Рассмотрим отдельные положения законодательства РФ, касающиеся учетной политики. Так, например, п. 4 ст. 6 Федерального закона установлено: "Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года".