Особенности формирования учетной политики на 2007 год в связи с некоторыми изменениями законодательства
1) организация осуществляет выбор одного из нескольких способов, допускаемых Налоговым кодексом, регулирующим порядок определения налоговой базы налогов и сборов в Российской Федерации;
2) учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
3) учетная политика, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организацией;
4) решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
5) в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следует заметить, что в системе сложных налоговых взаимоотношений высших учебных заведений с государством с 1 января 2002 г. одно из основных мест принадлежит налогу на прибыль организаций.
Как отмечалось выше, только в Инструкции N 25н, регулирующей правила бюджетного учета, есть упоминание об учетной политике бюджетных организаций. Что касается учетной политики для целей налогообложения, бюджетные организации применяют общие правила налогового учета доходов и расходов, установленных в гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Следует также учесть, что рассматриваемые нами государственные образовательные учреждения, применяя общие правила налогового законодательства, имеют свои особенности: организационно-правовую форму бюджетного учреждения, имущество в оперативном управлении; смешанное финансирование.
Ситуацию усложняют действующие новые правила бюджетного учета с 1 января 2005 г., которые существенно отличаются от правил налогового учета, так как в бухгалтерском учете применяется одновременно кассовый метод учета бюджетных средств, метод начислений по операциям бюджетной и коммерческой деятельности при условии применения единого плана счетов бюджетного учета.
Отражение доходов для целей налогообложения
Прежде чем описывать правила учетной политики для целей налогообложения, рассмотрим правила налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений.
Доходы, получаемые коммерческими организациями и бюджетными учреждениями от их предпринимательской деятельности, делятся на доходы, полученные от реализации товаров, работ и услуг, и внереализационные доходы.
Например, к группе доходов государственных образовательных учреждений от предпринимательской деятельности относятся следующие внереализационные доходы: доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского вклада, а также по ценным бумагам в виде грантов, целевых поступлений, пожертвований, средств, поступивших в рамках благотворительной деятельности, и др.
Кроме того, в состав внереализационных доходов образовательных учреждений включаются средства, которые совсем не связаны с их предпринимательской деятельностью, но они также подлежат налогообложению. Так, по действующему законодательству, вузы не являются собственниками имущества, представленного им учредителями. По различным причинам какая-то часть имущества может стать излишней и ненужной для учреждения, и с разрешения учредителя оно может быть продано другой организации. Полученные от продажи имущества средства как внереализационные доходы облагаются налогом на прибыль организаций, а оставшаяся часть доходов после уплаты налога на прибыль используется по согласованию с собственником этого имущества (учредителем).