Особенности формирования учетной политики на 2007 год в связи с некоторыми изменениями законодательства
Расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, входящих в первые девять амортизационных групп указанной Классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для этих групп.
Письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721 внесено дополнение для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации. Расчет суммы амортизации по этим основным средствам осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. N 824.
Таким образом, несмотря на то, что авторы Инструкции по бюджетному учету установили правило отнесения основных средств к амортизационным группам аналогично правилам налогообложения, последующими Письмами Минфина России внесены уточнения для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу указанной Классификации.
Вместе с тем следует согласиться с Чемерицким Л.К. [13] в том, что требует своего решения сложившаяся практика использования для предпринимательской деятельности имущества, приобретенного за счет бюджетных средств. С одной стороны, если оно используется одновременно для коммерческих и некоммерческих целей, происходит ускоренный износ такого имущества, с другой стороны, в коммерческой деятельности возникает дополнительная прибыль.
Из вышеизложенного следует, что бухгалтерской службе высшего учебного заведения необходимо организовать аналитический учет объектов основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств и коммерческой деятельности, а также используемых для коммерческой деятельности с целью организации бюджетного и налогового учета их первоначальной стоимости, сроков полезного использования, начисления амортизации.
Распределение расходов
Следующий вопрос, требующий отражения в учетной политике, - порядок распределения накладных расходов. Как правило, государственные образовательные учреждения предоставляют платные услуги в рамках образовательной деятельности. В случае смешанного финансирования бюджетной и внебюджетной деятельности все общехозяйственные расходы, связанные с выполнением управленческих функций, в том числе заработная плата административно-управленческого персонала, расходы по содержанию административного здания, являются накладными расходами. Эти расходы должны распределяться одним из способов, принятым учетной политикой учреждения.
Так, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств, предусмотренных в сметах доходов и расходов за счет двух источников, в целях налогообложения должны распределяться пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Практика проверок целевого использования бюджетных средств образовательными учреждениями показывает, что специалисты контрольно-ревизионных управлений, как правило, применяют свои методики распределения вышеуказанных расходов. Так, например, распределение косвенных расходов может производиться пропорционально количеству студентов, обучающихся за счет бюджетных средств и по договорам платного обучения. Следует отметить, что Инструкцией по бюджетному учету не установлены правила распределения вышеуказанных расходов. Очевидно, что в данном случае имеет место существенное различие положений бюджетного учета доходов и расходов с правилами ст. 321.1 гл. 25 НК РФ.