Анализ розничного товарооборота
По-прежнему наибольший удельный вес в общем объеме продаж приходится на ювелирные изделия (20,5% в 2003 году и 25,3% в 2004 году) и швейные изделия (20,3% в 2003г.и 18,7% в 2004 году). Постепенно снижается в объеме продаж доля галантерейных товаров – с 11,1% до 10,6%, парфюмерно-косметических товаров – с 10,7% до 8,2%, обуви с 8,3% до 4,2%. Одновременно наблюдается рост доли реализации мягких уголков с 4,9% до 5,8%, кроватей с 5,4% до 7,3%.
Для точного прогнозирования товарооборота необходимо систематическое, целенаправленное, комплексное изучение рынка отдельных (особенно новых), товаров. Залогом эффективности торговой деятельности организаций являются знание структуры товарного рынка, способность адаптироваться к общеэкономической ситуации и прогнозировать конъюнктурные изменения на рынке товаров. Прогноз развития конъюнктуры рынка отдельных товаров на ближайший период заключается в анализе их производства, спроса и потребления товара, цены, экспорта и импорта.
Значительный интерес представляет анализ влияния сезонных колебаний на объем товарооборота. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодичной динамики товарооборота. В образовании сезонных колебаний в торговле значительное место занимают сезонность производства товаров, внутригодичные изменения покупательского спроса (наступление учебного года, праздничные дни, выезд в другие города - санатории, дома отдыха) и т.д. Причем в результате увеличения производства товаров, роста объема товарооборота и расширения его ассортимента сезонность продажи товаров будет возрастать.
Проанализировав структуру продажи товаров, необходимо определить факторы, оказавшие влияние на объем товарооборота в целом и на структуру реализации, рассчитать их влияние.