Анализ розничного товарооборота
Анализ динамики товарооборота позволяет выявить тенденции развития торговли, определить закономерности потребления отдельных товаров, перспективы изменений товарооборота в целом и по товарным группам.
Торговые организации могут выборочно изучать реализацию товаров по часам и дням недели. Зная, в какие часы и дни поток покупателей особенно велик, можно увеличить количество продавцов (обслуживающего персонала) и тем самым полнее удовлетворить спрос покупателей и качественнее их обслужить. Причем управленческому анализу подвергаются: использование рабочего времени; выполнение договорных обязательств поставщиками; обеспеченность отделов, секций магазина достаточным ассортиментом товаров в соответствии со спросом населения и другие факторы, влияющие на продажу товаров.
В процессе динамики товарооборота отдельных организаций можно наблюдать и стабильность объема товарооборота на протяжении ряда лет. Так, в магазинах, реализующих хлебобулочные изделия и имеющих постоянный контингент покупателей, могут не отмечаться заметные колебания в сторону увеличения объема товарооборота. Здесь проявляется определенная стабильность физиологических норм потребления. Более того, увеличение потребления молочных продуктов, овощей, фруктов и других товаров может со временем сократить покупательский спрос на хлеб. Некоторое уменьшение объема товарооборота отдельных магазинов (особенно продовольственных) может происходить в результате переселения жителей из старых районов города. Рассматривая отдельные случаи стабильности временного ряда или сокращения объема товарооборота, по существу анализируют явления, вызывающие отклонения от общей закономерности.
Изучение состава розничного товарооборота является важным разделом анализа. Состав розничного товарооборота изучают по его видам, организационным формам, методам розничной продажи, формам оплаты и ассортименту.
В ходе анализа общего объема товарооборота необходимо проверить, как организована продажа товаров в кредит, установить закономерность ее изменения, определить удельный вес реализованных в кредит товаров к обороту по непродовольственным товарам, проанализировать продажу товаров в кредит в ассортиментном разрезе. Содержащиеся в бухгалтерском учете и отчетности данные позволяют анализировать движение покупательского кредита, следить за его погашением и выявлять просроченную задолженность. Для анализа оборота по продаже товаров в кредит обобщают данные, содержащиеся в аналитическом учете расчетов за товары, проданные в кредит, и в поручениях-обязательствах покупателей. В поручениях-обязательствах указываются, кроме других сведений, наименование товара, рыночная цена, полная стоимость товара, сумма, внесенная наличными при отпуске товара, и сумма предоставленной рассрочки. Таким образом, сводка по данным первичных документов дает необходимый материал для анализа товарооборота по продаже товаров в кредит за любое время и по каждому виду товаров. Эти документы позволяют также персонифицировать просроченную задолженность.
Очень важно в процессе анализа установить эффективность новых форм и методов торговли. Для этого необходимо сравнить показатели до перевода на новую форму торговли и после перевода. Анализ розничного товарооборота по организационным формам продажи предполагает изучение удельного веса в общем товарообороте магазинов, палаток и передвижных средств торговли, а по формам обслуживания - по предварительным заказам, по образцам (по каталогам), с доставкой товаров на дом покупателю, через автоматы, путем самообслуживания, традиционным способом.
Розничный товарооборот складывается из множества отдельных актов покупки-продажи разнообразных по потребительским свойствам и назначению товаров. Эти товары находятся в определенном соотношении друг с другом, которое зависит от ряда факторов, главным образом от объема и структуры производства и уровня доходов населения. Уровень благосостояния во многом определятся товарным составом розничного товарооборота, соотношением продаж отдельных товаров, местом, которое занимают те или иные товары в общем объеме товарооборота.
В соответствии с ростом доходов и развитием производства меняется товарный состав розничного товарооборота. Поэтому важным этапом аналитической работы является анализ структуры розничного товарооборота в ассортиментном разрезе. Структура товарооборота - важный показатель торговой деятельности, оказывающий влияние на другие показатели: товарные запасы, производительность труда, издержки обращения, валовой доход, прибыль и т.д. По данным о составе оборота и продаже отдельных товаров можно судить о степени удовлетворения спроса населения, тенденции и закономерности реализации отдельных товаров; определить развитие, специализацию и размещение торговой сети. Результаты анализа структуры товарооборота используются при заключении договоров поставки, определении нормативов товарных запасов и т.д.