Анализ розничного товарооборота
Одной из важнейших задач экономического развития страны является качественное улучшение структуры розничного товарооборота: систематический рост продажи наиболее ценных продуктов питания, увеличение удельного веса в товарообороте предметов культурного и хозяйственного обихода. Изучение структуры товарооборота по товарным группам ведется с использованием данных ф. № П-1, а также соответствующих прогнозных материалов. Анализируя структуру товарооборота необходимо исчислить удельный вес продажи отдельных товаров в общем товарообороте за год, квартал, а затем определить отклонение, установить динамику продажи отдельных товаров за ряд лет.
Значительный интерес при анализе представляет сравнение потребления отдельных продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения с установленными нормами потребления этих товаров. По каждой товарной группе необходимо определить выполнение прогнозируемого товарооборота, рассчитать отклонения. Для выявления причин отклонения от прогнозируемой величины продажи нельзя ограничиваться изучением изменений по товарной группе в целом. По товарным группам сложного ассортимента следует производить анализ внутригрупповой структуры на основе данных аналитического учета, выборочных данных о движении товаров, при этом могут быть использованы инвентаризационные описи, конъюнктурные обзоры, материалы покупательских конференций и т.д.
Анализируя структуру товарооборота, как правило, составляют таблицу по укрупненным товарным группам, применяя принцип приоритета или предпочтения тем товарным группам, которые занимают наибольшую долю в реализации товаров или выделить товарные группы по другому какому-либо принципу (важнейшим товарным группам и т.д.).
Рассмотрим динамику и структуру розничного товарооборота исследуемой организации в разрезе видов товаров: продовольственных и промышленных.
Объем реализации продовольственных товаров за 2002-2003г.г. приведен в таблице 3.5.
Анализ реализации по группам товаров показывает, что за 2003 год произошел рост реализации макаронных изделий на 53%, винно-водочных изделий на 30%, молочной продукции – на 24%, кондитерских изделий – на 18%, масла животного – на 10%. Такое увеличение объясняется тем, что молочной продукции реализовано на 4,7 тн больше в связи с расширением ассортимента творожных сырков.
Также расширился ассортимент ликеро-водочных изделий, что привело к увеличению объема реализации данной продукции на 28% по сравнению с 2002 годом.
Широкий ассортимент, доступные цены и высокое качество кондитерских изделий позволили увеличить объем реализации этой группы товаров на 3%.
Таблица 3.5 – Реализация продовольственных товаров в 2002-2003 г.г.
Наименование товара |
Реализовано |
Темп роста, % |
Товарооборот, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
2002 г. |
2003г. |
2002 г. |
2003 г. | |||
Колбасные изделия, тн |
88,5 |
74,2 |
84 |
9067 |
7643 |
84 |
Мясо и птица, тн |
40,6 |
30,1 |
74 |
2080 |
1563 |
75 |
Рыба и рыбопродукты, тн |
71,4 |
44,8 |
63 |
2983 |
2017 |
68 |
Масло животное, тн |
7,8 |
8,5 |
109 |
586 |
646 |
110 |
Масло растительное, тн |
8,3 |
6,2 |
75 |
161 |
130 |
81 |
Кондитерские изделия, тн |
101,2 |
104,1 |
103 |
4157 |
4895 |
118 |
Сахар, тн |
26,8 |
11,7 |
44 |
427 |
199 |
47 |
Яйцо, тн |
123,0 |
109 |
89 |
221 |
207 |
94 |
Макаронные изделия, тн |
29,0 |
30,7 |
106 |
261 |
399 |
153 |
Вино-водочные изделия, л |
9147,0 |
11688 |
128 |
10408 |
13558 |
130 |
Мука, тн |
11,5 |
4,8 |
42 |
75 |
38 |
51 |
Хлеб, тн |
1460,0 |
940 |
64 |
7300 |
6108 |
84 |
Молочная продукция, тн |
448,0 |
452,7 |
101 |
4030 |
4980 |
124 |
Прочие продовольственные товары |
- |
- |
- |
- |
1782 |
- |